Вы используете устаревший браузер. Этот и другие сайты могут отображаться в нём некорректно. Вам необходимо обновить браузер или попробовать использовать другой.
Zak прав: булатный рисунок ушёл. Из-за перегрева и быстрого охлаждения. Дендриты растворились и не сумели сформироваться вновь. Самый простой аналог этого - сварка двух полос для получения нужной длины клинка , т. н. Scarf welding, шарфовая сварка. Для неё нужно было нагреть свариваемые участки до высокой температуры. Сваренный кусок булатной структуры не имеет, но буквально сантиметром ниже и выше его булатный рисунок проявляется заново. Так что не надо постулировать отдельные булатные накладки. Все проще и использовалось рутинно.
Неправильный температурный режим был причиной «тайны» булата: из Индии в Европу для исследований слались многочисленные булатные слитки и их там расковывали. Но делали это по Европейской методике: накаляли до белого каления и ковали. В итоге получался клинок из простой стали. Аносов потратил годы жизни, пока ему не сообщили о методологии , увиденной в персидских мастерских. Тогда пошло.
Есть книги Л.Б. Архангельского, Leo Figiel, Manfred Sachse, там все это в деталях описано.
В двух книгах Камила Хайдакова ( Фудзин) об этом есть. В новой книге Кирилла Ривкин о восточной сабле целая глава о булате и его свойствах. Так что я это все не сам выдумал
Слитки в массе своей производились в Индии, лучшие из Голконды, а оттуда они десятками и сотнями тысяч шли на экспорт в Персию, которая их перепродавала в Среднюю Азию и Аравию. В каждом месте были свои традиции ковки, которые давали сложности рисунка. От этого и были простые линейные ( шамс), более или менее кучерявые ( табан и хорасан), и бесчисленные местные вариации, от которых остались только имена. В самой Индии до ~17 века их ковали долго и сильно, дендриты разбивались на мелкие кусочки ( сфероидизировались), получался узор « соль с перцем».
Почитайте, двоих авторов из трех я знаю лично и у меня есть основания им доверять, тем более, что они имели доступ к большой коллекции старинного индийского булата, принадлежащего одному из авторов, в том числе к слиткам вутца. Я имею честь регулярно эту коллекцию ощупывать .... одна из мыслей - булатный узор поверхностный, очень тонким слоем, после глубокой перешлифовки клинка его уже не восстановить травлением.
Насчёт исчезновения вутцевого слоя при перешлифовке совершенно верно.
У меня есть индийский талвар, заточенный и перешлифованный массу раз. Клинок узкий и тонкий. Вутц на всю длину клинка, но на голоменях тут и там лысые пятна: середина клинка вылезла наружу.
Это не ситуация с моим катаром: он массивный, особенно как раз его дистальная часть, где узора нет. Его не перешлифовывали много раз. Тут термический режим дело сделал.
Сделать хорошую вещь трудно, а погубить ее можно легко и многими путями:-(
Абсолютно согласен с главным выводом: булат бешено красив, но качественно уступает приличной моностали. Двухвековая погоня за легендарным «свехметаллом» кончилась выводом , что это была наивная легенда , но не больше.
Интересно о лучшем качестве булата с «бедными» рисунками. Все хотели изысканный персидский булат, а над беспомощными оправданиями старых индусов и арабских/турецких мастеров,что их кристаллические и «шамы» качеством получше, просто смеялись. А они -таки были правы.
Есть в статье неточности. К примеру, сорта «зульфикар» не было. Описание его это ими же представленный « кирк нардубан» , что вообще не отдельный вид булата, а чисто механический декоративный трюк персов. Его можно было сделать на любом виде булата,.
Само появление булата было результатом примитивизма процесса сталеплавления. Индия была богата железом , и плавильные мастерские были в любой деревне. Больших плавильных котлов они делать были не в состоянии, и все производилось в маленьких горшочках, которым давали остыть для того, чтобы их из печки вынуть. А это и давало вутцевую структуру. Что-то типа Мао Цзе-дуновского распоряжения плавить сталь в каждом дома Европа же шла к индустриализации и производству дешевой стали в больших количествах: мартеновские печи. При этом получалась моносталь. Без узора, но высокого качества
Таким образом, красивый булат это гимн мастерству старых кузнецов и одновременно же похоронный марш их научной наивности. Как и погоне за «секретом» якобы свехметалла выдающимися металлургами типа Фарадея и Аносова. Вутц прекрасен для коллекционеров, но не для воинов.