Жизнь в российской глубинке. Апшеронская узкоколейка. Шпалорез

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.

IvanHram

Новичок
Пользователь
Регистрация
26 Ноя 2018
Сообщения
13
Реакции
0
Жизнь в российской глубинке. Апшеронская узкоколейка. Шпалорез


Выживание в отдаленных поселках леспромхоза. Узкоколейные железные дороги – нитки, связывающие эти поселки с цивилизацией. Одна из таких узкоколеек уходит в горы Краснодарского края, добраться туда можно на "Матрице" (так местные называют автомотрису – автобус на рельсах). Путь проходит через село Черниговское, хутор Кушинка, поселки Режет, Тубы и Отдаленный (поселение Шпалорез).





P.S. Полноценный отчет о четырехдневном походе по Апшеронской узкоколейной железной дороге выйдет позже...
 
Последнее редактирование:
Вспомнил, где про это видел.






 
 
Последнее редактирование:
Узкоколейка Гуамского ущелья


Прошли пешком через каньон реки Курджипс, по которому тянется ветка УЖД. Железная дорога находится не в самом лучшем состоянии, местами рельсы висят в воздухе, а часть пути снесло селем. Станция Мезмай, куда раньше ходил пассажирский поезд, полностью заброшена.


В этом походе ночуем в районе Камышановой поляны в заснеженном пихтовом лесу. Во второй день побывали на водопадах реки Кутанка в период половодья.





Как обычно, ниже будет фоторассказ о походе.
 
Последнее редактирование:
День 1. Камышанова поляна


За первый день предстояло пройти 27 км – от хутора Гуамки по рельсам узкоколейки через Гуамское ущелье, поселок Мезмай и уйти за Камышанову поляну.


Для начала осмотрим подвижный состав, базирующийся в Гуамке. Перед нами дрезина.


500916_1000.jpg



Пассажирский вагон.


501234_1000.jpg



Целый пассажирский поезд из двух вагонов и локомотива.


501441_1000.jpg



Снегоочиститель.


501559_1000.jpg



Уходим в каньон. Со стены срывается водопад.


501776_1000.jpg



В некоторых местах можно спуститься к реке.


502134_1000.jpg



Ущелье очень узкое, в нем протекает река и есть небольшая полочка, по которой проходит железная дорога.


502403_1000.jpg



Водопады в большом количестве.


502531_1000.jpg



Река совсем узкая.


502885_1000.jpg



Переходим железнодорожный мост.


503186_1000.jpg



Впереди скальный останец.


506403_1000.jpg



Далее проходим зону оползня, где полностью снесло часть железнодорожного пути. Дальше поезда не ходят.


503629_1000.jpg



Обрыв путей за оползнем.


503993_1000.jpg



На той стороне реки со скал срываются водопады.


504172_1000.jpg



Железная дорога в плохом состоянии.


504447_1000.jpg



Рельсы висят в воздухе.


504692_1000.jpg



Идем дальше...


505046_1000.jpg



Еще раз смотрим на скалы на противоположном берегу реки.


505156_1000.jpg



Постепенно приближаемся к поселку Мезмай.


505347_1000.jpg



Станция Мезмай полностью заброшена, поезда сюда больше не ходят. А посредине поселка находятся руины деревообрабатывающего завода. Раньше железнодорожные пути использовались для транспортировки древесины и грузопассажирских перевозок.


505758_1000.jpg



Проходим поселок и по лесной дороге направляемся в сторону Камышановой поляны. Это крупная поляна протяженностью в районе трех километров.


505890_1000.jpg



Прошли поляну и обосновались на ночлег в пихтовом лесу. Недалеко от места нашей стоянки есть отличный родник, из которого запаслись чистой водой.


506226_1000.jpg



Ночь была морозной, температура упала градусов до -10.
 
Последнее редактирование:
День 2. Водопады на реке Кутанка


Второй день был менее насыщенным, требовалось дойти до очередного поселка – Хамышков, при этом успев на последний автобус, который уходит где-то в районе 15 часов. Самый интересный объект на сегодня – так называемые водопады на Кутанке. Почему "так называемые" расскажу ниже. На этих водопадах уже был, но осенью, когда воды в ручье практически не было. Сейчас же была возможность застать период половодья.


Снова выходим на дорогу с Камышановой поляны, по которой продолжаем путь в сторону автомобильной трассы. Снега местами по колено.


506753_1000.jpg



По автодороге пару километров, затем вновь в лес на проселочную дорогу.


506901_1000.jpg



Проходим лесную землянку, дверь на замке.


507136_1000.jpg



Далее пересекаем ручей Сашкова и выходим на Цербелеву поляну. И в этом месте я уже был, когда ходил на гору Монах – ссылка на тот поход.


507415_1000.jpg



Так как время поджимало, да и места знакомые, то следующий отрезок пути ничего не снимал аж до смотровых со склона Монаха. Вкратце о том, что интересного оказалось за кадром. На самой горе есть целый дольменный город (о нем можно посмотреть в видеоролике с предыдущего похода), недалеко от дольменной группы имеется неплохое место для отдыха – столик и лавочки. Там сделали остановку на обед. А на спуске с горы есть сквозная пещера Крыло Ангела. Ее посещение есть в том видео.


Выходим на смотровую, внизу виден поселок, в который нам предстоит выйти.


507827_1000.jpg



За лесными горами торчат заснеженные вершины высокогорья.


508066_1000.jpg



И выходим к "водопадам на Кутанке". Здесь целая серия водопадов, я заснял только те, к которым удалось подойти, но это далеко не все. Кутанка – это название реки, которая протекает неподалеку. Но сами водопады находятся не на реке, а на ручье, впадающем в реку. Посему называть их "водопадами на Кутанке" не совсем корректно. Однако это название прижилось у местного населения.


Воды действительно много, в прошлый раз со скал текла небольшая струйка, а сейчас тут настоящий ступенчатый водопад.


508342_1000.jpg



Далее идет длинный водопад, который целиком не помещается в кадр, он продолжается еще ниже.


508434_1000.jpg



Следующий водопад более широкий. Кстати, не в курсе на счет их названий, на OSM-карте они обозначены просто как водопады. Возможно что у них есть свои имена, но мне они неизвестны.


508823_1000.jpg



Последний водопадик совсем маленький. В этом месте переходим ручей на ту сторону, и дальше до самого поселка ничего особо интересного нет.


508965_1000.jpg



Возле поселка переходим Бзыху вброд, приводим себя в порядок и идем на автобусную остановку. Наткнулись на интересный курятник в одном из дворов.


509383_1000.jpg



Итоги похода: за два дня пройдено 42 км, поход с одной ночевкой.
 
Последнее редактирование:
Пешком по шпалам узкоколейки. Часть 1. Хутор Кушинка, гора Оплепен.


Путь начал из села Черниговского, в первый день прошел станцию Десятый Километр, от куда повернул на второстепенную ветку, подошел к хутору Кушинка и поднялся на гору Оплепен (высота 1010 м). На Оплепене состоялась первая ночевка, за ходовой день пройдено 20 км.


 






(ссылка на просмотр)
 
Последнее редактирование:
Черниговское депо апшеронской узкоколейки


Путь по апшеронской УЖД начал из села Черниговского, где первым делом посетил депо действующей горной узкоколейки.


Ныне рельсы узкоколейки заканчиваются в Черниговском, хотя раньше тянулись до города Апшеронска, где вывозимый лес перегружался на железнодорожные вагоны широкой колеи.


scale_1200



Деревообрабатывающий комбинат все еще работает, но уже не в полную силу. По железной дороге хлысты уже не возят.


scale_1200



Вагоны лесовозы стоят в отстойнике на запасном пути. Постепенно идет процесс утилизации вагонов, их режут на металл.


scale_1200



Прохожу стрелку и поворачиваю на ветку, ведущую к депо.


scale_1200



Депо функционирует, часть техники поддерживают в рабочем состоянии.


scale_1200



Вагон платформа для перевозки грузов, слева стоит мотодрезина "Пионерка".


scale_1200



Три действующих тепловоза выстроились вряд возле ангара. Внутри ангара скрывается автомотриса "Матрица" (самоходный пассажирский железнодорожный вагончик). "Матрица" используется для пассажирских и грузовых перевозок.


scale_1200



Пассажирский вагон, переделанный под склад.


scale_1200



Впереди виден зеленый вагончик - это прогулочный пассажирский вагон, используемый для туристических поездок.


scale_1200



Два полноценных крытых пассажирских вагона, внутри сидячие места - деревянные скамейки, как в электричках.


scale_1200



Вагон снегоочиститель, реальный раритет. Нынче не используется, а раньше применялся в зимний период для расчистки путей от снега.


scale_1200



На этом осмотр депо закончился. Это далеко не вся сохранившаяся техника, некоторые вагоны брошены на путях, например, за депо стояли думпкары с щебнем (они есть в видео, сфотографировать их забыл).


Выхожу на основную ветку и направляюсь на выход из Черниговского.


scale_1200



Это лишь начало 4-дневного похода по апшеронской УЖД. Дальше будет много интересного. Ждите продолжения истории!
 
Последнее редактирование:
Узкоколейка от Черниговского до Кушинки


Осмотрев депо в Черниговском, выхожу из села по шпалам узкоколейки.


Железная дорога проходит в узком зеленом коридоре, сойти в сторону практически невозможно из-за густоты зарослей. На пути меня встречают коровы, важно расхаживающие прямо по путям.


scale_1200



Линия узкоколейки проходит вдоль реки Пшеха. Вода в реке и во всех её притоках мутная. А с неба накрапывает дождь.


scale_1200



Повезло встретить родник, прямо рядом с путями. Набрал чистой воды.


scale_1200



Мосты через ручьи надо проходить с определенной осторожностью, всё мокрое, доски и бревна скользкие.


scale_1200



Рельсы петляют вдоль скал.


scale_1200



А слева обрыв в Пшеху.


scale_1200



Зеленый коридор тянется вдаль.


scale_1200



Сошел по тропинке в лес, где обнаружил просто море грибов. Собрал немного себе на ужин.


scale_1200



А тропинка привела к хижине отшельника.


scale_1200



Внутри три спальных места, есть печка-буржуйка. А рядом с хижиной навес и столик, где решил остановиться на обед.


scale_1200



Снова выхожу на пути...


scale_1200



Очередной мост через ручей, впадающий в Пшеху.


scale_1200



С моста сквозь зелен просматривается водопад.


scale_1200



Чуть выше вторая ступенька.


scale_1200



Урочище Нижние Волчьи Ворота, здесь дорога уходит в каньон.


scale_1200



В районе хутора Десятый Километр расположена развязка, одна ветка ведет в Кушинку, другая в Шпалорез. Поворачиваю на Кушинку.


scale_1200



Хуторок практически вымерший, много заброшенных хат и дворов.


scale_1200



Рельсы тонут в болоте.


scale_1200



И кривые пути тянутся до самой Кушинки.


scale_1200



Однако выходить в хутор Кушинка сегодня не планировал, первоочередная задача подняться на вершину горы Оплепен. Об этом и о самом хуторе будет рассказано чуть позже.


 
 
Последнее редактирование:
Гора Оплепен


Подняться на гору Оплепен решил перед самым походом, а изначально были планы дойти лишь до Кушинки. Однако ни разу не пожалел о своем решении.


До Кушинки не дошел где-то с полкилометра, осмотр хутора решил оставить на следующий день, а заночевать на вершине горы Оплепен. От узкоколейки круто вверх уходит лесная дорога.


scale_1200


(Это кадр из видео, фото дороги не делал)


Возле дороги встретились весьма редкие грибы - земляная звезда тройная.


scale_1200



Подъем монотонный, вокруг лес, потому фотографировать было нечего. Перед последним рывком расположен неплохой родник. Здесь набрал чистой воды и промыл собранные по пути грибы.


scale_1200



С поляны открывается вид на горы. Забегая вперед отмечу, что главную смотровую точку Оплепена я не посетил, так как узнал о её существовании уже позже. Возможно, когда-то еще вернусь, хотя вряд ли...


scale_1200



На вершине горы расположены памятники. Обзора с вершины нет. Высота Оплепена примерно 1000 метров над уровнем моря.


scale_1200



Вершина оказалась неудобной для оборудования лагеря, потому спустился немного вниз в лес, где и забазировался на ночь.


scale_1200



Варю грибной суп.


scale_1200



Супчик готов.


scale_1200



Грибов было собрано столько, что часть пришлось выкинуть, а из некоторых пожарил шашлык.


scale_1200



На этом первый походный день подошел к концу. День выдался насыщенным и интересным.


scale_1200



А о продолжении похода расскажу в следующей части...
 
Последнее редактирование:
Жду новой части. 


И снова - огромное спасибо за интересный рассказ с фотографиями!


Был бы в тех местах - с удовольствием бы повторил такой поход.
 
Последнее редактирование:
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Назад
Сверху