Всесоюзный туристический маршрут № 30 – «Через горы к морю». Так он назывался раньше. Сегодня именуется просто – «тридцатка». Существовал уже в 30-е годы прошлого века. Количество людей прошедших по нему за это время исчисляется скорее всего миллионами.
В лихолетье был заброшен, инфраструктура пришла в упадок, но уже в нулевые годы маршрут был восстановлен, инфраструктура приведена в надлежащее состояние и сегодня по маршруту топает весьма немало народу.
Пройти маршрутом можно как в одиночку или своей компанией, так и в составе организованной группы во главе с инструктором. Для этого нужно приобрести тур. Организацией туров занимается несколько турфирм, специализирующихся на внутреннем туризме. Туры продаются на период с начала июня по конец августа.
Решился на эту авантюру и я с товарищем. Мы попали в первую группу сезона 10-17 июня. Были куплены туры, приобретено снаряжение и настало время выдвигаться. Тут меня поджидала первая проблемка.
Собраться группе, провести подготовку необходимо было в стартовом лагере на турбазе в п. Каменномостский республика Адыгея. Из Ростова в Майкоп идут только автобусы, да и то не очень удобно, а там еще километров 40 от Майкопа до п. Каменномостский добираться либо тачкой, либо маршруткой. При этом прибываешь либо сильно накануне, либо к обеду-вечеру первого дня, когда уже вся группа в сборе.
Для всех остальных желающих из европейской и прочих частей России организован трансфер из аэропорта Краснодара. Так все и приехали. А мне Краснодар совсем в другую сторону.
Товарищ в свою очередь выезжал из г. Армавира Краснодарского края. Выезжал – это сильно сказано. Его везла супруга на авто, там всего 160 км от Армавира до п. Каменномостский. Короче, прирулил я к ним вечор электричкой «Ласточкой», не обошлось без привезенных мною домашних дистиллятов, переночевали, а рано утром не похмеляясь загрузились в авто и тронулись в путь.
Погода была ясной, светило солнце, на небе ни облачка. В небе кружил Як-130 – разведка. Армавир – городок небольшой, но оказалось в нем есть кому полетать и на чем. День был ясный , полетный, посему разведка выполняла поставленные перед ней задачи. Сочли разведку добрым предзнаменованием, помахали ручкой и продолжили путь.
На месте оказались еще до 9.00. Турбаза небольшая, скромненькая, советских еще времен. Удобства на дворе, но пять звезд мне и не надо было. Меня, жителя мегаполиса, мутило от стекла, бетона, расплавленного асфальта и торговых и бизнес-центров. Я ехал за туманом и за запахом тайги. Чего в итоге и получил сполна.
По условиям тура питание входило в стоимость тура на всем его протяжении и мы, отпустив водителя, изволили отзавтракать в одиночестве, пока не прибыл трансфер с основной группой.
Стоимость тура оплатили тут же на месте, что оказалось очень удобно. Здесь же можно было взять в прокат недостающее снаряжение. Снаряжение все новенькое, современное, рюкзаки новатуровские, спальники тоже теплые фильдеперсовые. Половина группы этим и воспользовалась, прибыв на место вообще с чемоданом, взяв в прокат все необходимое, сдав ненужные вещи с чемоданом на хранение и получив их по окончании перехода по ту сторону Главного Кавказского хребта в Дагомысе.
Тем временем подтянулась основная группа.
Тур устроен следующим образом. Три дня на базе, подготовка, небольшие радиальные выходы в окрестности, на четвертый день начало непосредственно перехода. В местах, куда были радиальные выходы, я уже сто раз бывал, но мне лишь бы скитаться-бродяжничать. Сходил с удовольствием.
Группа оказалась человек 15, позже, непосредственно к переходу присоединилось еще человек шесть. Москва, Минск, Вятка, КМВ, КК, Таллин, Республика Крым. Военный, врач, бизнес, училка, художник, геологи, менеджеры, логисты, стюардесса, ну и офисный планктон в моем лице. Двое пацанов 11, 13 лет.
Мы с товарищем оказались в комнатке с двумя парнями-геологами из Крыма. В дальнейшем на маршруте кроме визуальных образов я с удовольствием прослушал лекции о геосинклинальных поясах, горстах, грабенах, карстовых провалах, известняках с красным железом, магматических породах и даже откопали на берегу реки Белой камней с отпечатками ископаемых моллюсков или кого-то еще.
В июне на данной широте и долготе с осадками напряженки нет, полно снежников, поэтому в июне группы небольшие по 15-20 человек. Далее позднее группы составляют до 50 человек, что вносит некоторую ненужную суету и неразбериху.
Тут же все перезнакомились довольно быстро. Сказать, что обошлось без спиртного, погрешить против истины. Но это пошло только на пользу коллективу. Вечерком в беседке возле костерка отлично пошло и местное полусладкое, и какая-то местная чача, и Таллинский бальзам, и коньяк, который приперли с собой из Крыма геологи. Инструктор поставил всех в известность, что употреблять можно и нужно только в первые два вечера, накануне выхода на маршрут желательно воздержаться, ибо топать с утра около 20 км. с поклажей, а прогноз погоды судя по всему обещает осадков и совсем не обещает веселой жизни.
В радиальных выходах, возлияниях, посиделках ночью у костра, в песнях про рубаху из крапивного листа незаметно пролетели первые три дня.
В лихолетье был заброшен, инфраструктура пришла в упадок, но уже в нулевые годы маршрут был восстановлен, инфраструктура приведена в надлежащее состояние и сегодня по маршруту топает весьма немало народу.
Пройти маршрутом можно как в одиночку или своей компанией, так и в составе организованной группы во главе с инструктором. Для этого нужно приобрести тур. Организацией туров занимается несколько турфирм, специализирующихся на внутреннем туризме. Туры продаются на период с начала июня по конец августа.
Решился на эту авантюру и я с товарищем. Мы попали в первую группу сезона 10-17 июня. Были куплены туры, приобретено снаряжение и настало время выдвигаться. Тут меня поджидала первая проблемка.
Собраться группе, провести подготовку необходимо было в стартовом лагере на турбазе в п. Каменномостский республика Адыгея. Из Ростова в Майкоп идут только автобусы, да и то не очень удобно, а там еще километров 40 от Майкопа до п. Каменномостский добираться либо тачкой, либо маршруткой. При этом прибываешь либо сильно накануне, либо к обеду-вечеру первого дня, когда уже вся группа в сборе.
Для всех остальных желающих из европейской и прочих частей России организован трансфер из аэропорта Краснодара. Так все и приехали. А мне Краснодар совсем в другую сторону.
Товарищ в свою очередь выезжал из г. Армавира Краснодарского края. Выезжал – это сильно сказано. Его везла супруга на авто, там всего 160 км от Армавира до п. Каменномостский. Короче, прирулил я к ним вечор электричкой «Ласточкой», не обошлось без привезенных мною домашних дистиллятов, переночевали, а рано утром не похмеляясь загрузились в авто и тронулись в путь.
Погода была ясной, светило солнце, на небе ни облачка. В небе кружил Як-130 – разведка. Армавир – городок небольшой, но оказалось в нем есть кому полетать и на чем. День был ясный , полетный, посему разведка выполняла поставленные перед ней задачи. Сочли разведку добрым предзнаменованием, помахали ручкой и продолжили путь.
На месте оказались еще до 9.00. Турбаза небольшая, скромненькая, советских еще времен. Удобства на дворе, но пять звезд мне и не надо было. Меня, жителя мегаполиса, мутило от стекла, бетона, расплавленного асфальта и торговых и бизнес-центров. Я ехал за туманом и за запахом тайги. Чего в итоге и получил сполна.
По условиям тура питание входило в стоимость тура на всем его протяжении и мы, отпустив водителя, изволили отзавтракать в одиночестве, пока не прибыл трансфер с основной группой.
Стоимость тура оплатили тут же на месте, что оказалось очень удобно. Здесь же можно было взять в прокат недостающее снаряжение. Снаряжение все новенькое, современное, рюкзаки новатуровские, спальники тоже теплые фильдеперсовые. Половина группы этим и воспользовалась, прибыв на место вообще с чемоданом, взяв в прокат все необходимое, сдав ненужные вещи с чемоданом на хранение и получив их по окончании перехода по ту сторону Главного Кавказского хребта в Дагомысе.
Тем временем подтянулась основная группа.
Тур устроен следующим образом. Три дня на базе, подготовка, небольшие радиальные выходы в окрестности, на четвертый день начало непосредственно перехода. В местах, куда были радиальные выходы, я уже сто раз бывал, но мне лишь бы скитаться-бродяжничать. Сходил с удовольствием.
Группа оказалась человек 15, позже, непосредственно к переходу присоединилось еще человек шесть. Москва, Минск, Вятка, КМВ, КК, Таллин, Республика Крым. Военный, врач, бизнес, училка, художник, геологи, менеджеры, логисты, стюардесса, ну и офисный планктон в моем лице. Двое пацанов 11, 13 лет.
Мы с товарищем оказались в комнатке с двумя парнями-геологами из Крыма. В дальнейшем на маршруте кроме визуальных образов я с удовольствием прослушал лекции о геосинклинальных поясах, горстах, грабенах, карстовых провалах, известняках с красным железом, магматических породах и даже откопали на берегу реки Белой камней с отпечатками ископаемых моллюсков или кого-то еще.
В июне на данной широте и долготе с осадками напряженки нет, полно снежников, поэтому в июне группы небольшие по 15-20 человек. Далее позднее группы составляют до 50 человек, что вносит некоторую ненужную суету и неразбериху.
Тут же все перезнакомились довольно быстро. Сказать, что обошлось без спиртного, погрешить против истины. Но это пошло только на пользу коллективу. Вечерком в беседке возле костерка отлично пошло и местное полусладкое, и какая-то местная чача, и Таллинский бальзам, и коньяк, который приперли с собой из Крыма геологи. Инструктор поставил всех в известность, что употреблять можно и нужно только в первые два вечера, накануне выхода на маршрут желательно воздержаться, ибо топать с утра около 20 км. с поклажей, а прогноз погоды судя по всему обещает осадков и совсем не обещает веселой жизни.
В радиальных выходах, возлияниях, посиделках ночью у костра, в песнях про рубаху из крапивного листа незаметно пролетели первые три дня.
Последнее редактирование: