- Регистрация
- 28 Фев 2020
- Сообщения
- 4
- Реакции
- 0
Приветствую!
В книге Плотниковский могильник. Пермь.2017 год нашел такую информацию.........
"Орудия деревообработки
Орудия деревообработки – топоры, наструги, резцы и пр. – представлены в составе инвентаря 16 мужских погребений (11% от числа изученных) и в междумогильном пространстве.
– Топоры (4 экз., погр.№11, 37, 129, подъемный материал) принадлежат к типу проушных лопастных с массивным плоским обухом, от которого со стороны рукояти отходит к лезвию пара скошенных щековиц, не выступающих за плоскость обуха, с треугольным проухом (рис.107/1-4). Длина топоров 13,3 -15 см, ширина обуха 6-8 см, ширина лезвия 6-7,5 см – которая равна или меньше ширины обуха, и соотносится с общей длиной орудия как 1 : 2 (тип ВIIIв по билярской классификации [Культура Биляра, 1995, с.49, табл.XVI/5]).
На территории Пермского края подобные топоры имеются в материалах могильника Телячий Брод XII-XIV вв. (раскопки А.М.Белавина).
Аналогичные топоры широко представлены в материалах начала II тыс. н.э. на территории Удмуртии, в частности, значительная серия топоров с тяжелым обухом, по ширине превышающим лезвие, обнаружена на Кузьминском могильнике XI-XIII вв. [Иванова, 1992, с.27, рис.25/9]. Топоры подобных пропорций сохранялись на этой территории и в более позднее время – в XVI-XVIII вв. [Иванова, 1991, рис.10/5], как и в ряде древнемарийских могильников XVI-XVII вв. [Шапран, 1984, с.93]. Аналогичные
топоры имели в XII-XVII вв. распространение на Руси и в Западной Сибири, в частности, они характерны для Мангазеи [Визгалов, Пархимович, 2007, с.100, рис.18/1-2]. Подобные топоры встречены в культурном слое эпохи позднего средневековья XV-XVI вв. на Староладожском «Земляном городище» [Кирпичников, Сорокин, 2002, с.156, рис.10].
Кроме топоров в 5 погребениях встречены железные клинья, которые использовались для расклинивания топорища (рис.107/5-13).
Для удобства ношения топора на поясе использовались специальные железные петли – топорни (7 экз., погр.№13, 29, 39, междумогильное пространство). Они представляют собой скобу шириной 5,5-7,8 см с петлями для крепления к поясу в виде изящных завитков (рис.108). Изготовлены топорни из дрота округлого или прямоугольного сечения, в одном случае – из пары торсированных прутков, сложенных таким образом, что образуется декоративный эффект «косички» (рис.108/3).
Единичные случаи использования подобных предметов зафиксированы в погребениях XI в. Рождественского могильника, позднее они становятся более популярными, о чем можно судить, к примеру, по материалам селища и могильника Телячий Брод XII-XIV веков.
Аналогичная ситуация прослеживается на территории Удмуртии: в наиболее полно опубликованном Варнинском могильнике поломской культуры их нет, в могильниках XI-XIII вв. чепецкой культуры они уже встречаются [Иванова, 1992, с.31, рис.18/18, 21, 22; 38/10; 42/16], и продолжают сохраняться в могильниках XVI-XVIII вв., например, Нязь-Ворцы, где представлены топорни с такими же изящными завитками на петлях, как на Плотниковском могильнике [Иванова, 1991, рис.8/2, 8]. Наличие скоб для ношения топора отмечается и в вымских могильниках [Савельева, 1987, с.64]. Топорни встречены в городке Эмдер XI-XVI вв. в Западной Сибири; комментируя эти находки, авторы приводят сведения о том, что коренные жители еще в начале ХХ в. носили топоры в специальной железной дужке или кожаной петле, закрепленной сзади на поясном ремне [Зыков, Кокшаров, 2001, с.93]. "
Если у кого есть фото поделитесь как это выглядело, я не нашел информации по этой теме!?

В книге Плотниковский могильник. Пермь.2017 год нашел такую информацию.........
"Орудия деревообработки
Орудия деревообработки – топоры, наструги, резцы и пр. – представлены в составе инвентаря 16 мужских погребений (11% от числа изученных) и в междумогильном пространстве.
– Топоры (4 экз., погр.№11, 37, 129, подъемный материал) принадлежат к типу проушных лопастных с массивным плоским обухом, от которого со стороны рукояти отходит к лезвию пара скошенных щековиц, не выступающих за плоскость обуха, с треугольным проухом (рис.107/1-4). Длина топоров 13,3 -15 см, ширина обуха 6-8 см, ширина лезвия 6-7,5 см – которая равна или меньше ширины обуха, и соотносится с общей длиной орудия как 1 : 2 (тип ВIIIв по билярской классификации [Культура Биляра, 1995, с.49, табл.XVI/5]).
На территории Пермского края подобные топоры имеются в материалах могильника Телячий Брод XII-XIV вв. (раскопки А.М.Белавина).
Аналогичные топоры широко представлены в материалах начала II тыс. н.э. на территории Удмуртии, в частности, значительная серия топоров с тяжелым обухом, по ширине превышающим лезвие, обнаружена на Кузьминском могильнике XI-XIII вв. [Иванова, 1992, с.27, рис.25/9]. Топоры подобных пропорций сохранялись на этой территории и в более позднее время – в XVI-XVIII вв. [Иванова, 1991, рис.10/5], как и в ряде древнемарийских могильников XVI-XVII вв. [Шапран, 1984, с.93]. Аналогичные
топоры имели в XII-XVII вв. распространение на Руси и в Западной Сибири, в частности, они характерны для Мангазеи [Визгалов, Пархимович, 2007, с.100, рис.18/1-2]. Подобные топоры встречены в культурном слое эпохи позднего средневековья XV-XVI вв. на Староладожском «Земляном городище» [Кирпичников, Сорокин, 2002, с.156, рис.10].
Кроме топоров в 5 погребениях встречены железные клинья, которые использовались для расклинивания топорища (рис.107/5-13).
Для удобства ношения топора на поясе использовались специальные железные петли – топорни (7 экз., погр.№13, 29, 39, междумогильное пространство). Они представляют собой скобу шириной 5,5-7,8 см с петлями для крепления к поясу в виде изящных завитков (рис.108). Изготовлены топорни из дрота округлого или прямоугольного сечения, в одном случае – из пары торсированных прутков, сложенных таким образом, что образуется декоративный эффект «косички» (рис.108/3).
Единичные случаи использования подобных предметов зафиксированы в погребениях XI в. Рождественского могильника, позднее они становятся более популярными, о чем можно судить, к примеру, по материалам селища и могильника Телячий Брод XII-XIV веков.
Аналогичная ситуация прослеживается на территории Удмуртии: в наиболее полно опубликованном Варнинском могильнике поломской культуры их нет, в могильниках XI-XIII вв. чепецкой культуры они уже встречаются [Иванова, 1992, с.31, рис.18/18, 21, 22; 38/10; 42/16], и продолжают сохраняться в могильниках XVI-XVIII вв., например, Нязь-Ворцы, где представлены топорни с такими же изящными завитками на петлях, как на Плотниковском могильнике [Иванова, 1991, рис.8/2, 8]. Наличие скоб для ношения топора отмечается и в вымских могильниках [Савельева, 1987, с.64]. Топорни встречены в городке Эмдер XI-XVI вв. в Западной Сибири; комментируя эти находки, авторы приводят сведения о том, что коренные жители еще в начале ХХ в. носили топоры в специальной железной дужке или кожаной петле, закрепленной сзади на поясном ремне [Зыков, Кокшаров, 2001, с.93]. "
Если у кого есть фото поделитесь как это выглядело, я не нашел информации по этой теме!?

Последнее редактирование: