Лаки, смолы, клеи в изготовлении восточного оружия

Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.

SpyJack

Новичок
Пользователь
Регистрация
24 Фев 2019
Сообщения
8
Реакции
0
Как уже писал в соседней теме https://rusknife.com/topic/28399-рукояти-тальваров-крепление-и-наполнение/?do=findComment&comment=779942 интерес у меня появился больше 25 лет назад, после того, как прочитал сообщение Карпини о покрытых смолой кожаных доспехах монголов. Эта фраза оставалась для меня туманной до выхода книги ЛаРокки "Воины Гималаев" (Donald J. LaRocca, Warriors of the Himalayas: Rediscovering the Arms and Armor of Tibet). Описанные там кожаные доспехи развеяли недоумения. Но не полностью - у ЛаРокки во всех случаях сказано, что использован шеллак (shellac). Шеллак вполне возможно было привезти в Тибет из Индии вместе со всякими другими редкостями, использовавшимися в буддийской практике, например. И его применение при изготовлении драгоценных доспехов, таких как наруч и конские нашейники и нагрудник на фото, меня не удивило. А вот для ламеллярного доспеха из Восточного Тибета шеллак - это жирновато. Мне доводилось очень близко видеть кожаные латы народа ицзу - никакого шеллака там никак не просматривается. К тому же шеллак вещь относительно нестойкая - на что обращал наше внимание коллега Ариэль - он должен был растрескаться и осыпаться. Однако за 300 с лишним лет этого почему-то не произошло.


 








 
Последнее редактирование:
И тут мы подобрались к такому чудесному материалу Дальнего Востока как смола лакового дерева. Собственно, в тех краях словом "лак" (漆 по-китайски "ци", по-японски "уруси") изначально называли именно сок дерева из рода Toxicodendron, чаще всего Toxicodendron vernicifluum (в старых источниках Rhus vernicifera, по-китайски "цишу" 漆树). Вообще от Японии до Бирмы ботаники различают не менее пяти разновидностей токсикодендронов и, что примечательно, состав их смолы химики тоже различают.


Природный лак обладает уникальными свойства - у смолы прекрасная адгезия к дереву, металлу, коже, ткани, бумаге, после высыхания не боится воды, спирта, большинства кислот и щелочей, выдерживает нагревание до 200 гр и очень долго сохраняет пластичность.


Но серьезные сложности в работе с ним тоже имеются - смола весьма ядовита, при попадании на кожу быстро вызывает экзему, сохнет очень медленно и обязательно при влажности близкой к 100%. Поэтому лакированные предметы никогда не были дёшевы - выражение "лак и шёлк" было у китайцев синонимом зажиточности.





Смола лакового дерева полупрозрачна, её природный цвет - от жёлто-оранжевого до светло-коричневого (в наших условиях вполне можно сравнить с цветом льняной олифы). Но в естественном виде использовалась не часто - только китайцы покрывали ей рукояти и ножны из некрашеной шкуры ската и та становилась светло-коричнево-золотистой. Вообще набор пигментов, которые хорошо смешиваются с лаковой смолой, изначально был очень ограниченным. Самый распространённый цвет - чёрный (в китайском языке даже есть значение у слова ци (лак) "совершенно чёрный"). В качестве красителя и наполнителя использовалась сажа (подозреваю, что в качестве наполнителя также применяли порошок древесного угля, который ускоряет высыхание). Следующие по распространению - коричневые и красно-коричневые оттенки, которых достигали добавлением порошков оксидов железа, включая обычную рыжую ржавчину. Красный, алый и оранжевый цвет давала киноварь - штука высокоценимая и довольно дорогая. Ярким киноварным лаком японцы покрывали долы клинков (иногда) и копий (очень часто). Китайцы, особенно во времена Цяньлун, любили покрывать долы на клинках красно-коричневым лаком - цвета запёкшейся крови (дол по-китайски сюэцао 血槽 - буквально «желоб для крови, кровосток» - это к вопросу об оружейных параллелях, кстати).
 
Последнее редактирование:
Может это немного другой состав щеллака чем тот который сейчас? 


 Ждем продолжения!

 
 
Последнее редактирование:
Лаковое дерево, если мне маразм не изменяет, растет и в Китае, и в Корее, а не только в Японии 
 
Последнее редактирование:
Северянин написал(а):
Может это немного другой состав щеллака чем тот который сейчас? 

 Ждем продолжения!

 


Другой состав шеллака возможен, скорее, если его смешать с ещё какими-то спирторастворимыми веществами.
 
Последнее редактирование:
ГрозаБ написал(а):
Лаковое дерево, если мне маразм не изменяет, растет и в Китае, и в Корее, а не только в Японии 
Конечно нет - токсикодендроны растут по всей Восточной Азии и Индокитаю. Картинку прицепил.
 
Последнее редактирование:
Это просто не шеллак, а   совершенно другое  химическое вещество с другими механическими характеристиками.


 


 


Никогда не  влезал в эту область и научился чему-то новому. Спасибо.
 
Последнее редактирование:
А есть фото насекомых которые шелак перерабатывают, и как деревья выглядят?
 
Последнее редактирование:
фудзин написал(а):
А есть фото насекомых которые шелак перерабатывают, и как деревья выглядят?
Присоединяюсь к вопросу. 


Если насекомых этих на лаковое дерево подсадить то можно новый уникальный  продукт получить)), сразу два в одном по свойствам)).
 
Последнее редактирование:
фудзин написал(а):
А есть фото насекомых которые шелак перерабатывают, и как деревья выглядят?
http://www.wikiwand.com/ru/Kerria_lacca


 


 


Лаковоые деревья:


 Токсидендрон (Toxicodendron vernicifluum) - уруси.


Шеллак получают из  Кусум (Sehleichera oleosa),  Ююба (Ziryphus mauritiana), Бутея (Butea monosperma),  Меланорроя (Melanorrhoea usitata).


 


Butea monosperma


 





 


 


 
Последнее редактирование:
Статус
В этой теме нельзя размещать новые ответы.
Назад
Сверху